На этой страничке мы делимся материалами, разработанными для коллег. Здесь вы найдете рекомендации, видеозаписи и проекты документов по самым разным направлениям библиотечной работы. Некоторые из них могут быть адаптированы и использованы и более широким кругом организаций.
Если у вас есть вопросы и предложения по нашей методической работе, мы будем рады получить их на nekrasovka@culture.mos.ru.
Оглавление:
- Создание пространств для сферы культуры: доклад Культурного форума мировых городов
- Электронные ресурсы и онлайн-медиа: навигатор для библиотекарей
- Детское и юношеское чтение: исследование актуальной и потенциальной аудитории детских библиотек Москвы с рекомендациями по развитию учреждений
- Рекомендации по внедрению порядка возмещения стоимости и замены документов, утраченных из фонда библиотеки
- Материалы библиотечной конференции «Всё сложно»
- Стандарты коммуникации с читателями
- Концепция стилистических решений для ремонтов в библиотеках Москвы
- Рекомендации по выкладке книг и журналов в фонде открытого доступа
- Привлечение волонтеров к работе в библиотеке
- Библиотечно-информационное обслуживание посетителей с инвалидностью: коммуникация и ситуационная помощь
- Регламент внестационарного обслуживания
- Положение о приеме и оценке пожертвований
- Доклад о культуре мировых городов 2018
Создание пространств для сферы культуры: доклад Культурного форума мировых городов
Перед вами доклад Культурного форума мировых городов «Инструментарий по созданию пространств для сферы культуры». Он содержит 17 различных инструментов поддержки и сохранения культурных и творческих пространств, которые используются в разных городах мира.
Инструменты разделены на три блока: проектирование и стратегии, субсидирование и финансы, а также развитие городских территорий и обеспечение новыми пространствами.
Будучи задуман как централизованный источник информации для ответственных лиц, этот набор инструментов иллюстрирует варианты стратегий, которые испытаны и проверены. Анализ основан на методах, уже опробованных участниками форума, их опыте и экспертизе.
Это гибкое руководство, позволяющее каждому городу использовать наиболее полезные и актуальные для его развития инструменты.
Электронные ресурсы и онлайн-медиа: навигатор для библиотекарей
Будучи частью организации, которая работает с информацией и занимается просвещением, библиотекарь должен быть эрудированным и начитанным специалистом. Для читателя библиотекарь — главный источник информации о других надежных ресурсах ее получения.
Задача библиотекаря — дать точный и полный ответ на запрос читателя, а также предоставить ему дополнительную информацию, которая может быть ему полезна и интересна. Для этого нужно не только профессионально ориентироваться в основных фондах библиотеки, а также в электронных ресурсах, доступ к которым она предоставляет, но и постоянно следить за актуальной повесткой и знакомиться с новыми источниками информации не только о литературе, но и о культуре в целом.
Мы создали этот навигатор, чтобы библиотекарям было легче ориентироваться в современных электронных ресурсах и онлайн-медиа. Мы надеемся, что он поможет лучше удовлетворять запросам читателей и будет полезен коллегам для собственного профессионального развития.
Детское и юношеское чтение: исследование актуальной и потенциальной аудитории детских библиотек Москвы с рекомендациями по развитию учреждений
В 2019–2020 годах мы провели масштабное исследование аудитории детских библиотек Москвы — детей и их родителей. Дополнительно были изучены кейсы успешных детских библиотек в российских и зарубежных библиотеках.
Результатом стал подробный отчет о запросе аудитории к фондам детских библиотек, а также к их пространствам, мероприятиям и другим услугам. Отдельное внимание уделено практикам чтения детей и подростков.
Финальная глава посвящена основанным на исследовании рекомендациям для детских библиотек — по самым разным аспектам их деятельности.
Скачать PDF можно по ссылке. Обратите внимание, что для вашего удобства в файле сделано интерактивное оглавление.
Ситуации, когда читатели теряют или портят объекты библиотечного фонда, часто приводят к напряжению между библиотекарем и читателем. Со стороны читателя напряжение может быть вызвано чувством вины и неловкости от того, что он утратил или испортил чужую вещь. Библиотекарь, в свою очередь, может волноваться от того, что не знает, как убедить читателя возместить ущерб, чувствовать себя уязвленным, так как вынужден просить о чем-то чужого человека, или неуверенным в процедурах, которые следует выполнить в случае, если книга утрачена.
Все перечисленное — источник конфликтных ситуаций, которые плохо влияют на отношения между библиотекой и читателями. Поэтому мы написали это методическое руководство для себя и других библиотек. Оно призвано сделать работу с читателями, потерявшими библиотечные книги, безболезненной — и даже больше: приятной и полезной.
Рекомендации по внедрению порядка возмещения стоимости и замены документов, утраченных из фонда библиотеки (скачать PDF).
Шаблоны Порядка возмещения пользователями стоимости утраченных документов библиотечного фонда и Порядка замены пользователем утраченного документа библиотечного фонда (скачать DOC).
Таблицы для расчетов для возмещения стоимости утраченного документа (скачать XLSX).
Материалы библиотечной конференции «Всё сложно»
Первая конференция «Всё сложно» прошла 6–7 ноября 2019 года. Среди тем конференции — читательский спрос и комплектование, работа с разными аудиториями, стандарты коммуникации с читателями, поиск средств для реализации проектов, оптимизация и автоматизация работы и другие.
Материалы и записи 16 выступлений и дискуссий опубликованы на сайте конференции.
Отзывы участников конференции можно посмотреть в этом видеоролике:
Стандарты коммуникации с читателями
С 2018 года наша библиотека ведет работу по качественному улучшению профессиональных компетенций библиотекарей в сфере коммуникации с читателями. На основе разбора десятков кейсов и проведения многочисленных тренингов мы разработали и внедряем «Стандарты коммуникации с читателями».
Предлагаемые проекты приказов помогут описать и начать внедрение системы стандартов коммуникации с вашими посетителями. Они разрабатывались нами для библиотек, но могут быть также адаптированы для других учреждений культуры.
Проект приказа о стандартах очного общения с читателями (скачать DOC).
Проект приказа о стандартах делового общения по телефону (скачать DOC).
Проект приказа о стандартах рабочей переписки по электронной почте (скачать DOC).
Посмотреть лекции о коммуникации с читателями можно на сайте конференции «Всё сложно».
Внимание: 16–28 марта 2020 года мы проведем курс повышения квалификации «Коммуникация с читателями: стандарты обслуживания и работа с различными аудиториями». Подать заявку на обучение и узнать подробности можно на странице курса.
Концепция стилистических решений для ремонтов в библиотеках Москвы
Мы разработали подробные рекомендации по зонированию, оборудованию и оформлению пространств библиотек Москвы. Документ создавался нами совместно с профессиональными архитекторами, благодаря чему он учитывает как специфику библиотечной работы, так и актуальные архитектурные нормы и стандарты качества.
Концепция основана на анализе 402 библиотечных помещений: планов БТИ и техпаспортов, фотоматериалов с посещением отдельных библиотек, а также на изучении ведущих библиотек мира и лучших мировых практик организации и оформления современных общественных пространств.
Полная версия Концепции (скачать PDF).
Краткая версия Концепции (скачать PDF).
Мы опираемся на этот документ при разработке архитектурных решений и оказываем консультации на его основе. Если вы хотите рассказать нам об опыте использования Концепции или задать вопросы, напишите на remont@nekrasovka.ru.
Рекомендации по выкладке книг и журналов в фонде открытого доступа
Открытые фонды — это современный подход к организации библиотечных пространств. Мы уверены, что публичные библиотеки должны стремиться к тому, чтобы максимальное количество их фондов было в открытом доступе.
В то же время, когда читатели постоянно взаимодействуют с книгами и журналами, поддерживать порядок и привлекательный вид книжной выкладки не так-то просто. Качество выкладки существенно влияет как на книговыдачу, так и на атмосферу в пространстве библиотеки, поэтому мы создали этот документ для себя и других библиотек — чтобы помочь разработке и внедрению стандартов выкладки библиотечных фондов.
Рекомендации по выкладке книг и журналов в фонде открытого доступа (скачать PDF).
Привлечение волонтеров к работе в библиотеке
Во всем мире волонтеры — важный ресурс работы и развития учреждений культуры. У наиболее успешных институций штат волонтеров превосходит количество персонала.
Мы тоже стремимся развивать работу с волонтерами. На крупные мероприятия нам удается привлечь нескольких десятков человек, и мы очень ценим их помощь.
Сотрудничество волонтеров (добровольцев) с организацией должно оформляться документально. Мы разработали типовой договор, который вы можете использовать, чтобы участие волонтеров в работе вашего учреждения соответствовало всем юридическим требованиям.
Привлечение добровольцев к работе в библиотеке: типовой договор о сотрудничестве (скачать DOC).
Говоря о доступности библиотек и услуг, которые они предоставляют, для людей с инвалидностью, как правило, в первую очередь имеют в виду адаптацию здания и пространства библиотеки согласно актуальным стандартам физической доступности, а также приобретение специального оборудования и программного обеспечения, удаленное обслуживание и адаптацию отдельных сервисов.
Однако язык, открытая и понятная коммуникация и навыки ситуационной помощи значат не меньше для обеспечения комфортной и безопасной среды для посетителей с особыми потребностями.
Документ, который мы разработали в первую очередь для обучения сотрудников отдела библиотечно-информационного обслуживания, дает общие представления о принципах доступности, социальной модели инвалидности, понятии и принципах универсального дизайна. Он помогает понять, как корректно говорить о людях с инвалидностью и обращаться к ним, в том числе он содержит правила этикета, составленные людьми с инвалидностью, а также базовые рекомендации для взаимодействия и ситуационной помощи посетителям с различными видами инвалидности.
Библиотечно-информационное обслуживание посетителей с инвалидностью: коммуникация и ситуационная помощь (скачать PDF).
Регламент внестационарного обслуживания
Почему так много людей в России перестали ходить в библиотеки? Причин много, и одна из них — потеря привычки. Пока в библиотеках плохо обновлялись фонды, устаревали пространства и форматы обслуживания, читатели забыли в них дорогу. Мы видим обслуживание вне стационара — в многолюдных местах — как способ вернуть библиотеки в повседневные маршруты горожан.
С этой целью мы открываем пункты книговыдачи в торговых центрах (ТРЦ «Океания» и ТЦ «Водный»), в парках (Сад им. Баумана и Парк искусств «Музеон») и даже на рынке (Даниловский), а еще на фестивалях (Фестиваль креативных индустрий) и выставках (Павильон № 57 на ВДНХ).
Кроме того, внестационар позволяет библиотекам обслуживать тех читателей, у которых нет возможности прийти в библиотеку.
Чтобы не возникало сомнений в том, какая работа может считаться внестационарным обслуживанием, мы разработали проект регламента этого вида библиотечно-информационного обслуживания.
Регламент внестационарного обслуживания (скачать PDF).
Положение о приеме и оценке пожертвований
Пожертвования в фонд — частая и хорошая практика. Они позволяют библиотекам комплектовать фонды не только через покупки, но и благодаря подаркам от издательств, читателей и других жертвователей.
В то же время, в соответствии с действующим законодательством, пожертвования невозможно принять к учету без оценки. Организация оценки — нетривиальная задача.
В 2019 году мы провели работу по изучению особенностей оценки пожертвований в контексте изменений в законодательстве РФ о бюджетном учете — и подготовили проект Положения о работе с пожертвованиями в виде печатных изданий или документов иной формы.
Положение о приеме и оценке пожертвований (скачать PDF).
Доклад о культуре мировых городов 2018
Доклад о культуре мировых городов — это результат международного проекта по изучению культуры глобальных городов мира, включая механизмы реализации культурной политики и влияние культуры на развитие городов.
Доклад подготовлен Культурным форумом мировых городов, куда входят 40 самых ярких культурных столиц мира, в том числе Москва. В нем рассматривается ситуация в сфере культуры в 35 городах-участниках форума: инновационные программы и решения, а также ключевые тенденции и инфраструктурные проекты, которые реализуются в этих городах.
Доклад о культуре мировых городов 2018 (скачать PDF).